(28.10.1017, Гослар - 5.10.1056, замок Бодфельде, близ Гослара), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии. Сын имп. Конрада II и Гизелы. От первого брака (июнь 1036) с Гунхильд (Кунигундой), дочерью дат. кор. Кнуда I Великого, имел дочь Беатрикс, аббатису Кведлинбургскую, от второго (нояб. 1043) с Агнессой Аквитанской, дочерью Вильгельма, герц. Аквитании и гр. Пуату,- сыновей имп. Генриха IV и Конрада, герц. Баварии, дочерей Матильду, Юдифь, Адельгейду, аббатису Кведлинбургскую и Гандерсхаймскую.
Г. получил духовное воспитание. Его наставниками были еп. Бруно Аугсбургский, брат имп. Генриха II, и еп. Эгильберт Фрайзингенский. Продолжая политику Конрада II по усилению королевской власти на местах, Г. подчинил Франконию, Швабию, Баварию и Каринтию непосредственно власти короля; Лотарингия и Саксония признали вассальную зависимость от него. Передал юж. герц-ства новым владельцам: Баварию - Генриху VII, гр. Люксембургскому, а Швабию - пфальцгр. Рейнскому Оттону Эццону. Г., будучи наследником престола и герцогом Баварии, принимал участие в военных походах и самостоятельно заключил мир с Венгерским королевством. В Саксонии он боролся против герц. Бернгарда II Биллунга, поддержав его противника архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта. Во внутренней политике Г. опирался на министериалов (королевских служилых людей), что вызывало недовольство знати. Препятствием в укреплении королевской власти для Г. долгое время было отсутствие наследника, к-рый появился на свет только в 1050 г. (буд. имп. Генрих IV). Г. настоял на принесении наследнику присяги как буд. королю (Трибур, 1053), что привело к открытому антикоролевскому выступлению во главе с герц. Баварии Конрадом (1049-1055). По делу герц. Конрада было созвано собрание князей в Мерзебурге (1055), на к-ром тот был лишен герц-ства. С целью закрепить преемственность своей власти Г. короновал Генриха рим. королем (1054).
На вост. границе Германии чеш. кн. Бржетислав, воспользовавшись польск. смутой, стремился создать независимое слав. гос-во. Он овладел Краковом и Гнезно, захватив мощи сщмч. Адальберта, к-рые были перевезены в Прагу. Бржетислав выказывал покорность Г., стремясь отвлечь внимание герм. короля от своих планов, что ему не удалось. Между Г. и Бржетиславом началась война, к-рая шла с переменным успехом. После похода 1041 г., когда Г. удалось блокировать Бржетислава у Праги, князь покорился Г. и предстал перед королем в Регенсбурге. Г. принял от чеш. князя отречение от чеш. престола, но возвратил ему княжество вместе с Силезией, превратив его в своего союзника в деле христианизации. Одновременно Г. вмешался в польск. дела, воспользовавшись нахождением законного наследника престола Польши Казимира Пяста в Германии. С разрешения Г. Казимир отвоевал свои владения (1041), после чего правил ими в качестве герцога и вассала герм. короля. Г. стремился подчинить себе Венгрию, однако его походы не достигли своей цели. Кор. Петр Венгерский, зять св. кор. Стефана I, был свергнут в ходе восстания и бежал к Г. в Регенсбург. В Венгрии победившая партия выбрала королем одного из вельмож, Абу, к-рый, не объявляя войны, вторгся в Баварию (1042), однако потерпел там поражение. Осенью 1042 г. Г. сам вступил в Венгрию, разбил в 2 сражениях Абу и завладел страной, оставив в ней свои гарнизоны. Г. предпринял новый поход, когда Аба опять завладел властью (1043), но им удалось заключить договор, по к-рому Аба признавал главенство Г. и передавал ему все земли до рек Лейты и Моравы. Однако после того, как Г. покинул Венгрию, Аба нарушил договор, и против него был организован новый поход. В битве при Менфё (1044) венг. войска были разгромлены и кор. Петр снова возведен на престол. Однако вскоре он был свергнут с венг. престола и ослеплен (1046). С приходом к власти в Венгрии кор. Андраша Арпада (1046) им стала проводиться независимая от империи политика.
Церковная политика Г. отмечена контролем за сменой Римских пап. Низложив на Соборе в Сутри Григория VI, ставшего папой после уплаты денежного вознаграждения своему предшественнику Бенедикту IX, и добившись подтверждения низложения 2 его предшественников (Бенедикта IX и Сильвестра III), Г. настоял на избрании новым папой еп. Бамбергского Суитгера (Климент II), к-рый и короновал Г. имп. короной. С этого момента и до смерти Г. Римский престол занимали папы, назначавшиеся императором. После смерти Климента II рим. знать просила императора определить имя нового папы, к-рым стал Поппо, еп. Бриксенский, принявший имя Дамас II. После его смерти (1048) следующим папой по указанию Г. был избран еп. Туля Бруно под именем Лев IX. Впосл. Г. активно поддерживал деятельность папы Льва IX, поборника клюнийской реформы, сторонником к-рой в это время был и Г. Император поддерживал тесные связи со святыми Гуго, аббатом Клюни, и Петром Дамиани, к-рых он назначил духовниками наследника Генриха. Г. активно отстаивал свое право назначать епископов, решительно искоренял симонию. В 1052 г. он предпринял поход в Италию, к-рый сопровождался преследованием обвиненных в симонии и др. злоупотреблениях. Поскольку на протяжении почти всего правления Г. Папский престол занимали угодные ему люди, произошло объединение интересов Римской курии и имперской Церкви. Содействуя возвышению папской власти, Г. заложил предпосылки к ее освобождению от влияния императоров.
Новыми культовыми центрами при Г. стали Шпайер и Гослар. Шпайер был выбран еще Конрадом II в качестве новой королевской столицы, в 1030 г. там начали строить собор во имя Пресв. Девы Марии, считавшейся покровительницей династии (впосл. был усыпальницей королевской династии). Гослар стал резиденцией императора, в к-рой он часто останавливался. Вокруг Гослара Г. начал формировать комплекс имперских владений, что было вызвано необходимостью укрепиться в Саксонии, где правил сильнейший в то время герцогский род Биллунгов.
В лит. источниках создавался образ Г. как «доброго государя», благочестивого правителя, желающего на деле и в понятных подданным формах являть собой пример следования заповедям Христа. Герман из Райхенау в «Хронике» рассказывает о Соборе в Констанце, где Г. объявил о прощении всех, кто провинились перед ним, и побудил присутствовавших простить друг другу долги и не враждовать между собой. «Санкт-Галленские анналы» сообщают, что король взошел на какое-то «высокое место» в храме и оттуда проповедовал. Согласно аббату Берну из Райхенау, после победы войска над венграми Г., босой и во власянице, сопровождавшие его князья и остальной народ совершили совместное покаяние и простили своих противников. Эти действия короля способствовали установлению мира среди подданных. С торжества бракосочетания с Агнессой, проходившего в 1043 г. в Ингельхайме, Г. изгнал шутов и музыкантов, стремясь подчеркнуть религ. смысл брака в противовес мирскому его восприятию.
Тело Г. покоится в соборе Шпайера, а сердце - в капелле св. Ульриха, в Госларе.
На миниатюре из Императорского кодекса из Уппсалы (Codex caesareus upsalensis), подаренного Г. основанному им в 1050 г. Госларскому каноникату апостолов Симона и Иуды, представлены Г. и Агнесса, принимающие благословение Господа. Иисус Христос представлен в мандорле, восседающим на круге земном. Головы благословляемых Г. и Агнессы находятся внутри мандорлы, их венчают короны, в руках император и императрица держат скипетры. По краям миниатюры - символы 4 евангелистов. На др. миниатюре Г. изображен передающим рукопись апостолам Симону и Иуде. Сцена запечатлена на фоне церкви, посвященной этим апостолам и основанной Г., отсутствуют святые-покровители, воины, представители духовенства (Weinfurter S. Herrschaft und Reich der Salier. Taf. 12).
На миниатюре из «Книги перикопов» Г. представлен в сопровождении духовных и светских лиц, а изображение Христа в мандорле перенесено на соседний лист. Действие происходит под сводами храма, король - со знаками власти: в короне, с державой и со скипетром, в золотой мантии, с 2 сторон его окружают аббаты, к-рые поддерживают Г. под руки, как бы помогая ему держать инсигнии. Справа от короля и священнослужителей, у самого края миниатюры, располагается большая светская дружина. Для обозначения важности персонажей использован прием членения архитектурного фона: под большие арочные своды помещены значительные персоны, а под своды меньшего размера - люди, стоявшие ниже по рангу. Т. о., на миниатюре особо выделен не только король, но и сопровождающие его аббаты. По мнению Й. Фрида, в миниатюрах отразилась десакрализация королевской власти на фоне происходившего в то время осознания своей значимости духовенством, а инициаторами создания «Книги перикопов» были монахи, подарившие ее Г. В конце кодекса находится изображение Г., принимающего в дар книгу, а на соседней странице - 2 писцов в скриптории (Schramm P. E. Die deutschen Kaiser und Könige in Bildern ihrer Zeit. Lpz., 1928. Abb. 101 a, b, c, d).